Рак молочной железы по-прежнему остается самым частым онкологическим заболеванием среди женщин — обсуждение вопросов лечения и реабилитации пациентов сегодня чрезвычайно актуально. Группа экспертов при поддержке Ассоциации онкологов России подготовила брошюру для пациентов, которая содержит профессиональные ответы на наиболее часто волнующие вопросы о лекарственном, хирургическом лечении данного заболевания, последующей реабилитации и коррекции осложнений. Публикуем ее на нашем сайте.
Редактор брошюры — ведущий научный сотрудник онкологического отделения противоопухолевой лекарственной терапии №1 ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, д.м.н. Мона Александровна Фролова..
Брошюра содержит несколько разделов, написанных практикующими врачами и ведущими специалистами по обсуждаемым темам:
-
Лекарственная терапия рака молочной железы (Гордеева О. О., к.м.н., врач-онколог, химиотерапевт, заведующая дневным стационаром ФНКЦ ФХМ им. Ю.М. Лопухина ФМБА России);
-
Наследственный РМЖ (Филиппова М. Г., к.м.н., врач-генетик НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина);
-
Хирургическое лечение рака молочной железы (Петровский А. В., д.м.н., заведующий хирургическим отделением НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина);
-
Осложнения гормонотерапии и вопросы репродуктивного здоровья (Протасова А. Э., д.м.н., врач высшей категории, профессор кафедры онкологии СПбГУ, профессор кафедры акушерства и гинекологии СЗФМИЦ им. В.А. Алмазова);
-
Роль физической активности (Степанова А. М., к.м.н., врач-онколог, врач ФРМ, заместитель генерального директора по науке ФГБУ ФНКЦ МриК ФМБА России);
-
Психологическая помощь (Кондратьева К. О., канд. псих. наук, медицинский психолог, научный сотрудник НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова);
-
Круг поддержки (Молдованова О. А., президент благотворительного фонда «Дальше»).
Материал будет полезен как пациентам, получающим в настоящий момент лечение, так и его завершившим, а также их родственникам. Публикуем некоторые выдержки из брошюры ниже.
Какие бывают подтипы РМЖ и как выбрать тактику лечения?
На этот вопрос отвечает Ольга Олеговна Гордеева, к.м.н., врач-онколог, химиотерапевт, заведующая дневным стационаром ФГБУ «ФНКЦ ФХМ им. Ю.М. Лопухина» ФМБА России.
-
Если в опухоли обнаруживаются рецепторы эстрогена, это «люминальный рак молочной железы». Это наиболее частый из всех подтипов (60–70%). Он также может быть разным в зависимости от уровня Ki67 и наличия одновременного определения PR (люминальный А или люминальный В), а также одновременного наличия HER2, но главное, что нужно знать про этот подтип, – это то, что он очень чувствителен к гормонотерапии. Поэтому на одном из этапов лечения гормональная терапия будет обязательно использована.
-
Если есть экспрессия белка HER2, это «HER2-положительный рак молочной железы». Для этого подтипа существуют таргетные препараты, которые нацелены именно на белок HER2. Эти препараты настолько эффективны, что из одной из самых неблагоприятных групп в прошлом HER2-положительный РМЖ стал одним из самых хорошо поддающихся лечению подтипов. Он встречается у 15–20% пациентов.
-
Если в опухоли нет рецепторов эстрогена, прогестерона и HER2, это «трижды негативный рак молочной железы». Чаще он растет быстрее остальных подтипов, является наиболее агрессивным, но он гораздо больше, чем все остальные, чувствителен к химии. Именно поэтому химиотерапия для таких пациентов – основной метод лекарственного лечения. Этот подтип определяется у 15–20% пациентов.
*HER2 – рецептор эпидермального фактора роста 2 типа, Ki67 – маркер пролиферативной активности опухолевой клетки. Различные комбинации этих показателей позволяют определить подтип опухоли и назначить правильное лечение.
Может ли РМЖ рецидивировать? От каких факторов это зависит? Собрали несколько важных цитат из брошюры:
-
«Важно заметить, что при гормонально зависимом РМЖ риск рецидива сохраняется долгое время (до 20 лет), поэтому очень важно принимать всю назначенную вам терапию в течение всего времени, то есть по крайней мере 5 лет. При наличии факторов риска возможно продлить этот период до 7 или даже до 10 лет».
-
«Адъювантную терапию проводят после операции, в тот момент, когда опухоль уже удалена. Нужна адъювантная терапия для того, чтобы уничтожить те клетки, которые потенциально могли остаться в организме, и снизить риск того, что болезнь вернется».
-
«Адъювантная терапия подбирается для каждой пациентки отдельно, поскольку факторы риска, а также их комбинация – индивидуальны. Лечение для каждой пациентки назначается таким образом, чтобы минимизировать риск прогрессирования. В связи с этим очень важно придерживаться рекомендованного лечения, ведь оно подобрано именно под вашу ситуацию».
-
«Что же можно сделать для снижения риска рецидива? Вместе с врачом важно оценить факторы риска, обсудить интенсификацию терапии, выполнять все рекомендации врача, сообщать ему о любых нежелательных явлениях и регулярно обследоваться».
-
«При наличии рецепторов к эстрогену в опухоли после операции вам может быть предложено подавить функцию яичников либо с помощью выполнения операции (удаления яичников), либо с помощью специальных препаратов. Это нужно для того, чтобы яичники перестали вырабатывать гормоны, которые воздействуют на опухоль и способствуют ее росту. Таким образом, дополнительно снижается риск рецидива опухоли».
-
«Анализ более 100 исследований показал, что повышение уровня физической активности после постановки диагноза, его поддержание весь период лечения и после его завершения улучшает общую выживаемость и уменьшает частоту развития рецидивов».